Чудеса статистики

21 апреля 2019, Воскресенье 18:10
1129

Почему Тамбов стал нищим, а в Саратове уничтожили всех вегетарианцев?

Вы когда-нибудь видели картины  нарисованные топором? Такой авангардизм, когда топор окунается в краски, а потом размашистыми движениями холст окропляется разноцветными абстракциями. И тут не важно, что будет на картине, важен сам момент, экспрессия и особенно важно как воспримут это люди. А люди по обыкновению своему воспримут это по-разному. Кто-то увидит в этом мазню, кто-то шедевр и откровение, а кто-то испорченные лакокрасочные материалы.

Подобным статистическим авангардизмом и занимается компания рыночных исследований  Zooм market (зум маркет), которая на протяжении последних лет просто заваливает информационное поле своими рейтингами городов. В золотую коллекцию этих исследований попали такие темы как: "самый честный город", "самый пьющий город", "самый матерящийся город", "самый бедный город" и т.д. И никого практически не смущает, что эти "исследования"  выполнены на самом примитивном уровне, что основная цель компании банальная собственная реклама, что подобные информационные взбросы могут негативно отразиться на людях. Главное - эпатаж и привлечение внимания, а истина да кому она нужна?  Но давайте потратим немного времени и рассмотрим все по пунктам.

Пункт первый "хорошей компании нужна хорошая реклама".

В принципе, компания Zooм market - неплохая по меркам России коммерческая компания, которая занимается рыночными исследованиями от сельского хозяйства до спортивного оборудования. Компания имеет устоявшиеся связи и репутацию и как любой уважающей себя фирме ей необходимо развиваться, осваивать новые рынки. И тут логично возникает потребность в рекламе, в оригинальной рекламе. Действительно не на подъездах же объявления клеить? Вот и появилась отличная идея - "Давайте будем составлять рейтинги городов, а все возможные местные информационные ресурсы будут их тиражировать причем абсолютно бесплатно".  Идея ясна и понятна, можно запускать.

Пункт второй "грошовое  исследование"

Еще раз повторю, что фирма Zooм market - это коммерческое предприятие и главная его задача - получение прибыли и минимизация расходов. Иллюзию о том, что специалисты ставили перед собой цель объективно оценить современные российские реалии можно забыть сразу. Все рейтинги городов строились по одному принципу - опросить в  каждом городе 100-150 человек и на основе этого опроса сделать далеко идущие выводы, потратив минимальное количество денег. Не было анкетирования, не было анализа уже существующих данных, не было четких фокус-групп и т.д. По сути, даже исследования школьников и студентов непрофильных вузов выглядят более солидными чем данные Zooм market.

Пункт третий "кривое зеркало статистики"

В итоге таких опросов  появились забавные данные. Например, по утверждению специалистов Zooм market в Саратове нет вегетарианцев. Каково же было удивление некоторых саратовских журналистов-вегетарианцев, которые читали про это сидя в кафе для веганов. Вообще, к Саратову у Zooм market особое отношение. Не знаю, чем насолил им этот город, но в рейтингах он лидер по пьянству. Лично я засомневался в этом, и решил посмотреть данные Минздрава России и данные Росстата  по продажам алкоголя, которые как раз указывают на обратное. К слову, по данным Рсстата в Саратове меньше всего в России продается алкоголь.

Как же так получается спросите вы. Да очень просто, все дело в примитивном способе исследования. Если провести обычное интервьюирование, скажем в новогодние праздники и задать людям в возрасте от 19 до 73 лет три вопроса:  Вы употребляете алкоголь? Как часто Вы употребляете алкоголь? Сегодня Вы употребляли алкоголь (или планируете)? Интересно какой процент пьющих получится?  А если спрашивать об этом людей в баре? А если спрашивать в рабочие часы на улице? Таких "если" можно привести множество, но все они не отражены в исследовании.

Туже самую картину мы наблюдаем и в опросе про бедность, кстати, там Саратов тоже антигерой на ряду с Тамбовом. Кто отвечал на вопросы? В какое время? В каком месте? Не известно. Зато кривое зеркало статистики выставлено на всеобщее обозрение и делай что хочешь, хоть пугайся своего отражения, хоть смейся над соседом который рожей не вышел.

Пункт последний "Истерика"

Знаете, меня не столько пугают и настораживают исследования Zooм market, сколько реакция местных новостных ресурсов и социальных сетей. К сожалению, сегодня самая нелепая ложь востребований здравого смысла. После каждой публикации от Zooм market информационное пространство просто взрывается сенсационными материалами, их публикуют практически все от официальных региональных   СМИ до оппозиционных пабликов  ведь это такой инфоповод! Это не инфоповод - это истерика и бред. А если тиражировать истерику и бред, то рано или поздно холст без образа и потраченные в пустую краски люди назовут шедевром.

Станислав Чернов

Источник:


Вторник 11:43
19 апреля 2022
#Публикации
25
Фейковый элемент
Пятница 10:23
18 февраля 2022
#Публикации
77
Хотят ли русские войны
Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/f/fische4j/rosfakt.rf/public_html/core/components/pdotools/vendor/fenom/fenom/src/Fenom/Tokenizer.php on line 257 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/f/fische4j/rosfakt.rf/public_html/core/components/pdotools/vendor/fenom/fenom/src/Fenom/Tokenizer.php on line 257 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/f/fische4j/rosfakt.rf/public_html/core/components/pdotools/vendor/fenom/fenom/src/Fenom/Tokenizer.php on line 257 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/f/fische4j/rosfakt.rf/public_html/core/components/pdotools/vendor/fenom/fenom/src/Fenom/Tokenizer.php on line 257 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/f/fische4j/rosfakt.rf/public_html/core/components/pdotools/vendor/fenom/fenom/src/Fenom/Tokenizer.php on line 257 Notice: Trying to access array offset on value of type null in /home/f/fische4j/rosfakt.rf/public_html/core/components/pdotools/vendor/fenom/fenom/src/Fenom/Tokenizer.php on line 257